Search
27 мая 2022
  • :
  • :

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

3 марта в прокат вышел «Брат во всем», второй фильм Александра Золотухина, участника второстепенной конкурсной программы Берлинского кинофестиваля «Встречи». В «Брате во всем» он рассказывает историю двух близнецов-курсантов, которые учатся на военных летчиков, но в один момент осознают, что кроется за их мечтами.

Интервью

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

 
 
 
 
 

Я вижу связь между главным героем «Мальчика русского» (2018) и братьями-близнецами Митей и Андреем Березиными (Николай и Сергей Журавлевы) в «Брате во всем». Все они наивные подростки, оказавшиеся в военной форме. Расскажи, как ты нашел своего героя?

Мне кажется, что эта связь между персонажами в фильмах возникла постфактум, я не буду все время снимать кино на военную тему. Общее в этих картинах – грань проявления инфантильности характера в молодых людях, которые поздно взрослеют, но при этом в своем юном возрасте уже наделяются большой ответственностью: в нашем «Брате во всем» парни получают власть над вооружением и опасной техникой. Этот парадокс меня интересует.

Кадр из фильма «Брат во всем»

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

Кадр из фильма «Брат во всем»

Мне «Брат во всем» напомнил о советском кино 1960-х, где частый герой — представитель потерянного послевоенного поколения.

Не думаю, что мой фильм имеет связь с темой потерянного поколения. Я скорее отталкивался от желания показать сообщество и ситуации, где человек может проявить свои положительные качества. Положительные и отрицательные качества характера лучше всего проявляются в экстремальных условиях, поэтому мои герои обучаются летному мастерству. Это очень опасная профессия, потому что при каждом полете есть шанс, что пилот не вернется домой живым. В таких условиях люди становятся более открытыми. Меня интересует подобная искренность в отношениях, которой в кино мало. Но еще важнее передать на экране близкие и бережные взаимоотношения, когда люди заботятся друг о друге и любят настолько сильно, что созависимости становится слишком много. В кино мы обычно видим, как конфликт рождается из агрессии и насилия, а в «Брате во всем» обратная ситуация.

Если говорить об обучении кадетов, то сразу вспоминается прекрасный документальный короткий метр «Золотые пуговицы» (2019, реж. Алексей Евстигнеев), где показано, как детей программируют на четкое следование приказам. Я не обвиняю твой фильм в романтизации военной темы и военного воспитания, но что бы ты ответил на подобную критику?

История в «Брате во всем» рассказана через призму восприятия двух парней. Для них профессия военного летчика — это мечта о небе, а не о войне. Мой отец был летчиком, я в детстве хотел пойти по стопам отца, но нужно железное здоровье. Поэтому понимаю своих героев. Все, кто идет в летное училище, идут за мечтой о полете, там нет случайных людей, потому что будущих пилотов готовят с самого детства. Поэтому братья в фильме называют своего инструктора (Михаил Клабуков) «батей», он для них «отцовская фигура», у них свой мир.

Александр Золотухин на Берлинском кинофестивале

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

Александр Золотухин на Берлинском кинофестивале

Также не могу согласиться с обвинением в романтизации, потому что в «Брате» поднимаю тему ответственности человека перед оружием. Если вначале мы видим двух мечтательных парней, то после определенных испытаний они меняются и задумываются над своим выбором. Когда мы снимали реальные полеты курсантов, то некоторые участники съемочной группы удивлялись их молодости и задумывались, что же эти парни знают о жизни, кроме самолетов. Мне хотелось передать осознание пути братьями, которые когда-то ориентировались на мечту как на путеводную звезду.

В фильме мне некоторые ракурсы напомнили о великих фотографиях Александра Родченко, а молодые парни с горящими глазами – о советском кино 1930-х годов. Были ли у тебя какие-либо точные референсы?

Вначале я рассказал нашему оператору Андрею Найденову («Танец Дели», «Дорогие товарищи!») о своем детстве, об отце-летчике, у которого было хобби снимать все на любительскую камеру: меня с сестрой, маму и самолеты. Он проявлял пленку, натягивал простыню, и мы смотрели кино. Эта эстетика 8-мм пленки у меня связалась с военной темой, поэтому при создании «Брата во всем» мы отталкивались от этих ощущений. Можно даже заметить, как от кадра к кадру «зерно» меняется, потому что мы искали художественное осмысление приема, а не буквальное ему следование.

Александр Золотухин на премьере фильма «Брат во всем»

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

Александр Золотухин на премьере фильма «Брат во всем»

В живописи референсами были картины Александра Дейнеки, например «Будущие летчики». Также нам нужно было показать реакцию пространства на происходящие события, поэтому многое брали от живописи эпохи романтизма. Опорным фильмом для «Брата во всем» стала документальная лента «Наш век» (1982) Артавазда Пелешяна. Там рассказывается об авиации, как человечество покорило воздушную стихию с начала ХХ века до покорения космоса в 1960-х. Для меня также важным является творчество украинского режиссера Александра Довженко («Земля», «Арсенал»), то, как он показывает стихию природы, мы к нему сделали несколько отсылок.

Как вы договаривались о съемках с Министерством обороны?

Всем взаимодействием с министерством занимался наш продюсер, хотя я лично презентовал его главам наш проект о курсантах летного училища. Рассказал, что с детства интересуюсь этой темой, что сейчас практически нет картин о современной армии, и предупредил, что сделаю не боевик, а драму о человеческих отношениях. Мы отправили презентацию и сценарий, но до последнего момента не знали, получим ли разрешение. Думаю, что из-за сложного и длительного процесса согласования у нас мало кино о действующей армии. Но полученное разрешение позволило нам снимать документально полеты и подготовку курсантов, что оживило фильм.

Читал, что актеры Николай и Сергей Журавлевы проходили военную подготовку перед съемками. Почему ты решил, что этот опыт обязателен для съемок?

Когда я думал о съемках полетов, то смотрел много документальных и игровых материалов. Меня больше всего привлекли любительские ролики, снятые на камеру GoPro, когда видно лицо пилота и воздух вокруг. Пришел к выводу, что всегда интересно наблюдать за человеком, который хорошо делает свою работу, мастер своей профессии. Мы не стали брать актера на роль инструктора, а взяли настоящего преподавателя, который сам выполнял все полеты. Также любительские видео уверили меня, что никакой павильон не заменит реальное действие.

Кадр из фильма «Брат во всем»

Интервью о фильме «Брат во всем» с режиссером Александром Золотухиным – участником Берлинского кинофестиваля 2022 года

Кадр из фильма «Брат во всем»

В нашем фильме показан первый этап обучения курсантов, когда летчик-инструктор объясняет элементы и приемы. Это называется вывозной пилотаж, когда учитель управляет всем, а ученик все подмечает. Мне важно, чтобы парни-актеры понимали, как себя вести в кабине, работать с приборной панелью, распределять внимание.

Какой фильм надо посмотреть перед «Братом во всем»?

Один из моих любимых — «Окраина» (1933) Бориса Барнета. Картина важна своим гуманистическим взглядом на человеческую жизнь, неприятием войны. При этом «Окраина» очень светлая работа, и видно, что режиссер любит своих героев. Мне это близко.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *