Search
25 января 2022
  • :
  • :

Ловушка для человека-паука

Кризис ликвидности, случившийся этим летом на финансовых рынках, грозит сократить финансирование голливудским студиям. «Индустрии грез» придется снимать фильмы на меньшие бюджеты, что означает уменьшение доходов режиссеров и звезд-актеров. Но гонорары некоторых могут даже вырасти.
Статьи о кино

 
 
 
 
 

Последние несколько лет стали «золотым временем» для Голливуда. Сиквелы популярных фильмов «Шрэк», «Гарри Поттер», «Человек-паук» и «Пираты Карибского моря» заработали в прокате значительные сборы, обеспечив студиям хорошую отдачу на инвестиции. Фильмы этого года еще идут в прокате, но они уже оказались в двадцатке по мировым сборам. «Пираты Карибского моря: На краю света» /Pirates of the Caribbean: At World’s End/ (2007) собрал 954 млн. долларов, «Человек-паук: враг в отражении» /Spider-Man 3/ (2007) – 885 млн., вышедший на экраны лишь в начале июля «Гарри Поттер и Орден Феникса» /Harry Potter and the Order of the Phoenix/ (2007) – уже 773 млн., а «Шрэк Третий» /Shrek the Third/ (2007) – 727 млн. долларов.

Кадр из фильма

Ловушка для человека-паука

Но «золотые времена», похоже, уже проходят. Деньги компаний прямых частных инвестиций (private equity), хедж-фондов и венчурных инвесторов, которые финансировали производство крупнобюджетных картин в последние несколько лет, сейчас могут иссякнуть. Причиной является кризис ликвидности, который в июле-августе затронул финансовый сектор, прежде всего США. Банки оказались не в состоянии предоставлять финансирование компаниям private equity и хедж-фондам по тем же льготным условиям, какие были еще совсем недавно.

В течение последнего года внешние инвесторы (то есть не работающие в индустрии развлечений) вложили в финансирование голливудских проектов 12 млрд. долларов. Эти средства инвестировались в производство самых разных картин, включая тех, которые требовали масштабных бюджетов – 100 млн. долларов и более. Это позволило голливудским студиям, например, Sony Pictures Entertainment, Warner Bros., Paramount, Universal и 20th Century Fox, распределить риски, связанные со столь затратными кинолентами.

Кадр из фильма

Ловушка для человека-паука

Но недавний коллапс на американском рынке недвижимости, который привел к проблемам в рамках субстандартного сегмента ипотечного кредитования, вызвал рост стоимости долгов. Для инвесторов киноиндустрии она резко возросла из-за увеличившихся спредов. В результате студиям уже в ближайшее время будет гораздо сложнее и дороже привлекать внешнее финансирование своих рискованных проектов.

Lionsgate Entertainment, которая выпускает фильмы ужасов («Пила» /Saw/ (2004)), оказалась последней из студий, которой удалось в июле завершить финансирование своего очередного проекта. Она получит 400 млн. долларов инвестиций от правительства канадской провинции Квебек, где пройдут съемки фильмов. «Мы начали переговоры о финансировании задолго до начала кризиса ликвидности. Если бы мы начали переговоры сейчас, то ситуация была бы иной», – заявил Майкл Бернс [IV], вице-президент студии в интервью газете Financial Times.

«Кризис ликвидности затронул широкий спектр сделок, и сейчас инвесторы опасаются, что стоимость обслуживания долгов по транзакциям финансирования рискованных съемочных проектов сейчас выросла. И если те инвесторы, которые уже вкладывались в подобные проекты, могут продолжить финансирование индустрии фильмов, то новые инвесторы, скорее всего, предпочтут менее рискованные вложения», – рассказал «Эксперту Online» Гевин Нолан, аналитик компании Markit Group. Тем не менее уже находящимся в производстве фильмам сегодня ничего не угрожает – инвесторы обеспечили необходимое финансирование на ближайшие 12 месяцев, до июля 2008 года. Поэтому пока гонорары актеров и режиссеров в безопасности.

Кадр из фильма

Ловушка для человека-паука

Ухудшение условий финансирования может означать, что в ближайшее время студии начнут выбирать проекты с более скромными бюджетами – менее 100 млн. долларов. Они также постараются предлагать меньшие гонорары звездам Голливуда – от операторов и режиссеров до актеров и каскадеров. От этого не обязательно пострадают все актеры. Некоторые из звезд, несмотря на свои высокие гонорары (15-20 млн. долларов за фильм), на протяжении многих лет обеспечивают высокую доходность. Так, среди актрис высокую доходность инвестиций в гонорары студиям гарантированно приносят Дженнифер Энистон и Анджелина Джоли (обе – более 20 долларов кассовых сборов с каждого доллара их гонораров), среди мужчин – Мэтт Дэймон, Брэд Питт и Том Круз. Студии будут конкурировать именно за этих высокодоходных актеров, приносящих кассовый успех фильмам, что может даже повысить их гонорары.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *