Search
20 января 2022
  • :
  • :

Пирамида должна быть правильной

Состоявшийся в Киеве Международный кинофорум продемонстрировал, что частные инвесторы активно вкладывают деньги в развитие украинских кинотеатров и киностудий. Однако для массового появления новых отечественных фильмов, помимо частных инвестиций, нужен еще и государственный протекционизм.
Статьи о кино

 
 
 
 
 

Состоявшийся в Киеве Международный кинофорум продемонстрировал, что частные инвесторы активно вкладывают деньги в развитие украинских кинотеатров и киностудий. Однако для массового появления новых отечественных фильмов, помимо частных инвестиций, нужен еще и государственный протекционизм.

В Киеве в конце апреля завершился IV Киевский Международный «Кинофорум Украина-2007», собравший представителей всех отраслей киноиндустрии из восьми стран. В его рамках состоялись выставка оборудования и услуг для кинопроката и кинопроизводства, презентация новых кинопродуктов и технологических разработок, международный кино-теле-видеорынок, бизнес-семинары и круглые столы по актуальным проблемам кинобизнеса, съезды Ассоциации продюсеров Украины и Ассоциации содействия развития кинематографа Украины. В общей сложности прошло около полусотни мероприятий, в которых участвовало более 120 компаний, работающих в разных отраслях киноиндустрии.

На форуме также вручали Национальную премию кинобизнеса Украины. В номинации «Лучший отечественный прокатный фильм» победу одержала картина «Аврора» (2006), выпущенная отечественной группой компаний «Аврора», а режиссера фильма Оксану Байрак признали победителем в номинации «Человек года в кинобизнесе Украины». В номинациях «Лучший региональный кинотеатр» и «Лучший кинотеатр столицы» победили днепропетровский «Мост-кино» и киевский «Линия кино – Аладдин», причем с примерно одинаковыми коммерческими показателями – около 50 тыс. зрителей в месяц. Лучшей компанией-дистрибутором была признана «Гемини», которая выпустила на экраны шесть из двадцати самых кассовых фильмов украинского кинопроката прошлого года, провела наибольшее количество PR-акций и изготовила для отечественных кинотеатров самое большое количество копий одного фильма – 89. В номинации «за поддержку и развитие некоммерческого кино», как и ожидалось, лучшей назвали киевскую компанию «Артхаус трафик», поставляющую в украинские кинотеатры львиную долю артхаусных фильмов со всего мира, постоянного участника международных проектов, представляющего в Украине кинематограф разных стран и континентов.

По сравнению с тем, как обстояли дела в украинской киноиндустрии еще несколько лет назад, прогресс налицо. И все же достаточно сопоставить кассовые сборы в кинотеатрах страны той же «Авроры» (около 300 тыс. долларов) с победившей в номинации «Лучший зарубежный прокатный фильм» картиной «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» /Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest/ (2006) (три миллиона долларов), чтобы понять, что бить в литавры рановато. Особенно если вспомнить, что в кинотеатрах соседних стран (прежде всего России и Польши) фильмы национального производителя занимают самую верхнюю строчку списка наиболее успешных по кассовым сборам лент. Да и в творческом плане кинематограф наших соседей пока опережает украинский. Так, в этом году в конкурсной программе суперпрестижного Каннского кинофестиваля будут представлены сразу два российских фильма – «Александра» (2007) Александра Сокурова и «Изгнание» (2007) Андрея Звягинцева. Две из двадцати двух (именно столько кинокартин самые придирчивые в мире отборщики отобрали на конкурс этого года) – показатель очень весомый для любого национального кинематографа. Тем более – для российского, которому, как и украинскому, пришлось подниматься из руин, оставшихся от советского кино. Режиссерский тандем наших северных соседей запомнится съехавшимся со всего мира в Канны кинопрокатчикам в одном списке с такими известными именами, как Квентин Тарантино, Гас Ван Сэнт, Эмир Кустурица и Вонг Кар-Вай. А это дорогого стоит – и в переносном, и в прямом смысле этого слова.

Как скоро на подобный успех сможет претендовать Украина? На мой взгляд, два лидера украинского артхауза Кира Муратова и Роман Балаян в творческом отношении превосходят не только названных россиян, но и большинство остальных кинорежиссеров из каннского списка этого года, однако тут в действие вступают уже другие критерии. В год, когда Украина была одним из самых модных политических брендов, ее кинематограф в Каннах представляла короткометражка Игоря Стрембицкого, которую тут же отметило «Золотой пальмовой ветвью» чутко реагирующее на политическую конъюнктуру жюри фестиваля. Однако политическая мода быстро проходит, и сегодня локомотивом, способным вытащить отечественного кинорежиссера в глобальную кинематографическую обойму, может стать только само новое украинское кино. Как в свое время им стали кино японское, корейское, балканское, китайское. Скоро ли мы займем их место? Отвечая на такой вопрос, надо отметить, что во всех этих кинематографиях (за исключением, пожалуй, балканской, где главную роль в международном признании сыграла политика) фильмы-лидеры были верхушкой пирамиды, которая базировалась в первую очередь на развитии национального кинопроката и кинопроизводства. И эту пирамиду, как показал «Кинофорум Украина-2007», в Украине уже начинают строить. Не так быстро, как хотелось бы, но зато правильно.

Вопреки распространенному мнению подъем любого национального кинематографа начинается не столько с кинопроизводства, сколько с кинотеатральной сети. Логика здесь проста: если фильмы негде и некому показывать, они просто не существуют. Сначала для широкой публики, а потом и в буквальном смысле этого слова. Классический пример – российский кинематограф 90-х годов. Поскольку бывшие советские кинотеатры превратились в это время в мебельные магазины и вещевые рынки, а новых еще не построили, от всего тогдашнего российского кино осталась только книга, которая так и называется – «Кино, которое мы потеряли». Причем слово «кино» здесь надо понимать в широком смысле. Речь идет не только о фильмах (оказалось, что некоторые из известных картин того времени были просто смыты), но и о целом поколении кинематографистов, из которого выжили только единицы. Поскольку нельзя писать сценарии, работать с актерами, строить декорации, экспериментировать со светом и оптикой, не выяснив, как на плоды твоей работы реагируют зрители. Как и нельзя инвестировать деньги в кино, не определяя на опыте, на какую отдачу можно рассчитывать.

В украинском кино все получилось по поговорке «нет худа без добра». Отсутствие, в отличие от России, налоговых льгот не способствовало частным инвестициям в национальное кинопроизводство. И это, конечно, плохо. Но сейчас, когда национальное кинопроизводство начинает подниматься, в стране уже существует современная кинотеатральная сеть, хотя ей еще далеко до европейских стандартов. Как рассказал выступивший на форуме с обзором украинского рынка кинотеатров директор компании «КіноСвіт» Сергей Стронов, сегодня на 100 тыс. украинцев приходится 0,51 действующих киноэкранов. В Европе этот показатель равняется 5,8. При этом средняя цена билета (сейчас она составляет 3,37 доллара) значительно повысилась, хотя и продолжает уступать европейской. В итоге в кинотеатры сейчас ходят не более 10-15% населения страны. Единственное исключение – Киев, где, к примеру, на Оболони на 300 тыс. человек приходится 14 киноэкранов, то есть показатель насыщенности приближается к европейским нормам, поэтому столица дает половину кассовых сборов всей страны. Всего, по словам Сергея Стронова, в Украине сегодня работают 273 кинотеатра с 374 кинозалами, из которых современными (то есть комфортными для зрителя и оборудованными соответствующей техникой) можно назвать 145 кинотеатров с 245 кинозалами. Большинство из них находятся в городах-миллионниках, остальные расположены в областных центрах.

Сегодня главная тенденция – открытие мультиплексов (многозальных кинотеатров). Для кассовых сборов это выгодно тем, что чем больше в кинотеатре залов, тем меньше времени надо ждать до начала следующего сеанса зашедшему в кинотеатр посетителю. Значит, тем выше вероятность, что он не уйдет и купит билет. Особенно это важно для торгово-развлекательных комплексов, где, по данным социологов, решение сходить в кино является спонтанным для 85% зрителей. Для отечественной киноиндустрии увеличение доли мультиплексов означает не только более динамичный рост кинотеатральной отрасли, но и более разнообразный репертуар кинопроката – ведь один и тот же фильм в разных залах крутить не будешь. В Восточной Европе именно мультиплексы дали возможность отечественной кинопродукции, а также европейским и азиатским фильмам пробить брешь в когорте голливудских блокбастеров. В Польше, к примеру, независимое кино дает сегодня уже 50% кассовых сборов. В Украине эта цифра пока почти вдвое меньше, но, судя по темпу роста количества кинозалов (21,6% за последний год), она будет постепенно увеличиваться.

Как показал форум, инфраструктура отечественного кинопроизводства начинает развиваться не менее бурными темпами, чем кинопрокат. На стендах и презентациях были представлены не только давно знакомые всем киностудии, но и новые предприятия, основанные за счет частного капитала. Так, студия Film.UA Studio, расположенная в столичной городской черте, уже сейчас предоставляет для съемок два павильона площадью 200 и 900 квадратных метров, а к августу собирается запустить еще три павильона. Общая площадь этих съемочных площадок составит 3600 квадратных метров, то есть половину нынешней киностудии им. Довженко. А в перспективе на Film.UA Studio намечается сооружение двух новых съемочных павильонов – 1000 и 1200 квадратных метров. Самые амбициозные планы у «Студии »Сити-Киев«, запуск которой запланирован на конец 2008 года. Здесь в пятнадцати минутах езды от Киева на территории 25 га расположатся 12 съемочных павильонов (от 1862 до 2580 квадратных метров), которые при необходимости можно будет совмещать, вдвое увеличивая их площадь. Для построения декораций отведут участок площадью 10 га, что позволит выстраивать целые улицы, как в добром старом Голливуде. Собственно говоря, именно »под Голливуд« и предполагается создать новую студию – ее современными аналогами являются Universal City и MGM Florida.

От полутора до пяти

Понятно, что первое время новые украинские кинотеатры и киностудии будут зарабатывать деньги прежде всего на фильмах, сделанных иностранными кинематографистами. И в этом нет ничего страшного. Во всем мире кино давно уже стало интернациональным делом. На одном из семинаров кинофорума президент кинопроизводственной компании Twinjont с офисами в Лос-Анджелесе и Киеве Елена Панова заметила, что даже в Голливуде соперничающие друг с другом в кинопрокате кинокомпании охотно соглашаются предоставлять конкурентам свои временно пустующие съемочные площадки. В этом случае срабатывает принцип – главное, чтобы кинопроизводство не останавливалось, ведь современную западную киностудию сегодня обслуживают 32 направления бизнеса. И каждое из них приносит деньги не только владельцам, но и региону, на территории которого они работают. Недаром во многих странах Западной Европы местные власти заманивают к себе съемочные группы за счет налоговых льгот. Там, где налоговое законодательство по отношению к кинопроизводству ужесточается, отрицательные результаты не заставляют себя долго ждать. Так, Прага, успевшая стать одним из ведущих центров мирового кинопроизводства, из-за изменений в налогообложении привлекла, по расчетам специалистов, в прошлом и позапрошлом годах киноинвестиций на 128 млн. евро меньше, чем в 2004-м. В результате пальму первенства у нее перехватила Венгрия, где налоговая политика по отношению к кинопроизводству более лояльна. Об этом стоит уже сегодня призадуматься украинским властям – тем более что, по словам экспертов, Украина уже через два года сможет поспорить с венграми и чехами за право принимать самые масштабные кинопроекты.

То, какую долю в новом украинском кинопроизводстве займут национальные фильмы, во многом зависит от государственной политики по отношению к кинематографу. И тут надо отдать должное находящейся в составе Министерства культуры и туризма Государственной службе кинематографии, разрабатывающей новую модель развития отечественного кино. Руководитель этой службы Анна Чмиль считает, что пора перейти от системы госзаказа к государственной поддержке кинопроизводства и выработать условия, привлекающие инвестиции частного бизнеса в украинское кино. Так, формирующийся сегодня Налоговый кодекс предусматривает такие налоги на кинопроизводство, которые никак не будут способствовать его развитию. »Я уже устала аргументировать, писать, доказывать, что украинскому кино непременно нужны налоговые льготы и протекционистская государственная политика», – говорит Анна Чмиль. И она права. Опыт Франции, Польши, России, где национальный кинематограф успешно конкурирует с зарубежным, говорит о том, что без государственного протекционизма не обойтись. В Польше, например, в развитие национального кино вкладывается полтора процента доходов телеканалов, кинопрокатчиков и продавцов DVD-дисков и видеокассет, а во Франции – пять процентов.

Пока украинское национальное кино, как и раньше, будет финансироваться за счет прямой господдержки. В этом году на его развитие государство выделило 50 млн. гривен, которые пойдут не только на кинопроизводство, но и на тиражирование отечественных фильмов и их продвижение к зрителю.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *