Search
10 августа 2022
  • :
  • :

Спящий режим: рецензия на фильм «Уховёртка»

Спящий режим: рецензия на фильм «Уховёртка»

Безысходный сомнамбулический лабиринт и родительское отчаяние в новой ленте Люсиль Хадзихалилович.

Рецензии

8 film.ru

Найти с кем пойти в кино

►   Смотреть трейлер

Трейлер

О фильме

Создатели

Рецензия

Публикации

Фильм в коллекциях

Кадры

Трейлеры

Постеры

Похожие

 
 
 
 

Спящий режим: рецензия на фильм «Уховёртка»

Уховёртка (2021)
Earwig
драма

Режиссер:
Люсиль Хадзихалилович

В ролях:
Пол Хилтон, Алекс Лоутер, Романа Хемеларс, Ромола Гарай, Питер Ван ден Бегин
Премьера: 4 августа 2022 года

Европа середины XX века. Альберт (Пол Хилтон) присматривает за девочкой Мией (Романа Хемеларс), которая никогда не покидает квартиры в старинном здании. У Мии проблемы с зубами — каждый день ей приходится менять стеклянные импланты. Однажды Альберту прикажут подготовить девочку к переезду, что навсегда изменит их и без того тревожное существование.

Спящий режим: рецензия на фильм «Уховёртка»

Петер ван ден Бегин на кадре из фильма «Уховёртка»

В обществе любят апеллировать к авторитету: сын, дочь, жена, муза известного человека (зачастую мужчины). У Люсиль Хадзихалилович не знающие примерно ничего зрители могут обнаружить супружеский статус с Гаспаром Ноэ («Необратимость») и остановиться, приняв это за достаточное количество информации. Однако режиссёрка сама по себе предстаёт уникальной творческой единицей, исследует наиболее уязвимую, свободную от условий действительности территорию сна, с пиететом обращается к Линчу и Кроненбергу, подменяет пространство, просит скинуть привычную кожу при первом же вхождении в пустоту.

За основу своей третьей полнометражной ленты Хадзихалилович берёт одноимённый роман Брайана Кэтлинга 2019 года. Намеренно размывая горизонты осязания, постановщица с первого же кадра ушной раковины главного героя, подобно заглавной уховёртке, проникает в мозг, вмешивается в его процессы, вводит в умеренный хаос выразительной эстетичностью. Просмотр «Уховёртки» оборачивается кропотливой работой для обветрившегося самосознания, взыванием к внутреннему ребёнку и его/её пытливости, оставленной на попечение «незнакомца». В калейдоскопе отблесков от фамильных стеклянных бокалов, кажется, уместился весь мир, и Мии крайне интересно узнать, что находится в нём, кроме серости.

Спящий режим: рецензия на фильм «Уховёртка»

Кадр из фильма «Уховёртка»

Плодя одну тайну за другой, Хадзихалилович вместе с соавтором сценария Джеффом Коксом («Высшее общество») погружает в гипнотическое, гипнагогическое (промежуток между сном и явью), галлюциногенное состояние. Почему Мии запрещено до какого-то момента выходить наружу? Какие трагические секреты хранит её опекун? Кто хрипло плачет в трубку, приказывая собрать девочку в путешествие? Времени и места не существует: перед Второй мировой войной, после, в ней ли находятся герои. Единственно верный способ — не тратить время на ответы.

«Уховёрткой» создатели просят по нынешним меркам действительно много: например, сохранить восприятие максимально незамутнённым, чтобы за двухчасовой хронометраж успеть наводнить его неотвратимыми паттернами, полукошмарной вязкой явью. Помимо анализа сна и его воздействия Хадзихалилович вводит в оборот фильма рассуждение о гендерных отношениях, различиях между трепетной заботой и демоническим отчаянием. Вторая сюжетная линия картины развивается вокруг местной официантки Селест (Ромола Гарай), которую Альберт серьёзно ранит в приступе усталости и накатывающего бреда. Селест выживает и попадает под опеку загадочного незнакомца (Алекс Лоутер из «Конца ***го мира»), который в скором времени предложит жить вместе. Селест образно становится той самой Мией, где вместо стеклянных зубов просит закапать опиум для облегчения собственной боли, чувствует необъяснимую связь с Альбертом, танцуя и подменяя его в кровожадной темноте.

«Уховёртка» завораживает и увлекает, обволакивает пеленой из вокзального дыма, призрачно уводит по разные стороны несуществующих баррикад логики и воображения. Это кино не создано для эскапизма, шанс полностью вернуться из него ничтожно мал. В одной из серий третьего сезона «Твин Пикса» Моника Беллуччи (работавшая у Ноэ в «Необратимости») спрашивала Дэвида Линча: но кто есть мечтатель? В чьей голове пребываем и на что надеемся, отдавая своего ребёнка в чужие руки? Велик риск оказаться в разуме Люсиль Хадзихалилович, и эта альтернатива, какой бы пугающей на первый взгляд ни казалась, станет по-настоящему спасительной и обновляющей.

«Уховёртка» идёт в российских кинотеатрах.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *