Search
10 августа 2022
  • :
  • :

Уравнение «Жертва-хищник-браконьер»: Рецензия на фильм «Штурм»

Уравнение «Жертва-хищник-браконьер»: Рецензия на фильм «Штурм»

Новый фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова, участник смотра кинофестиваля в Роттердаме.

Рецензии

8 film.ru

Найти с кем пойти в кино

►   Смотреть трейлер

Трейлер

О фильме

Создатели

Рецензия

Кадры

Трейлеры

Постеры

 
 
 
 

Уравнение «Жертва-хищник-браконьер»: Рецензия на фильм «Штурм»

Штурм (2022)

драма

Режиссер:
Адильхан Ержанов

В ролях:
Азамат Нигманов, Александра Ревенко, Нурлан Батыров, Данияр Алшинов, Берик Айтжанов

Несколько человек в странных белых масках проходят мимо занимающихся физкультурой школьников, потом мимо директора, ругающего пьяного охранника. Они проникают в здание без каких-либо препятствий и в туалете убивают первого ребенка. Быстро начинается эвакуация, только одному классу не удается сбежать — из-за метели спецназ не приедет на помощь, поэтому нескольким взрослым придется самим освобождать школу.

Уравнение «Жертва-хищник-браконьер»: Рецензия на фильм «Штурм»

Кадр из фильма «Штурм»

Адильхан Ержанов — лучший казахский режиссер, постоянный гость международных кинофестивалей и большой трудоголик. С 2017 года он выпустил девять фильмов, доказывающих, что даже при мизерном бюджете мастерство автора может сиять. Сила кино Ержанова в идеальном чувстве композиции и цвета, жизнеподобной речи героев и притчевости историй. Подобно интеллектуалу Хону Сан Су («Женщина, которая убежала»), создатель арт-мейнстрима Ержанов создает свой собственный мир, где одна история интонационно продолжает другую. В «Улболсыне» (2020) женщина возвращалась из города в деревню Каратас — именно в этом поселке на 100 человек происходит захват школы в «Штурме».

Уравнение «Жертва-хищник-браконьер»: Рецензия на фильм «Штурм»

Кадр из фильма «Штурм»

Хотя режиссер четко обозначает место действия, детали не важны, главнее стоящие за ними ассоциации и чувства. Жители многих стран земли имели похожие на описываемую Ержановым трагедии — Беслан в России, «Колумбайн» в США, Порт-Артур в Австралии или «Батаклан» во Франции. «Штурм» может напомнить «Слона» Гаса Ван Сента (2003, «Золотая пальмовая ветвь» Канн), но авторов интересуют разные материи. Холодный Ван Сент пытается передать страшное ощущение момента, переживания жертв и организаторов шутинга до трагедии — Ержанов показывает разрыв человеческой души в стиле Жан-Поля Сартра. В «Штурме» безликие, безымянные террористы подобны призракам, которые проникают в серую, полупустую школу и захватывают ее без какого-либо сопротивления. Они не выдвигают никаких требований, их цель — испытать людей. Противостоят им не личности, а не лишенные индивидуальности типажи: вороватый директор, алкоголик-охранник, мямлящий учитель математики, учитель физкультуры с бандитскими замашками и женщина Лена, вернувшаяся из Москвы за своим сыном. Во вселенной Ержанова все делятся на три типа по цветам одежды: красный (искренность), черный (зло), желтый (наивность). Лена в алом пальто, она призывает спасти детей самостоятельно, пока одетые в оттенки черного и бежевого мужчины предлагают подождать спецназ. Женщина обвиняет окружающих в равнодушии — в мире Ержанова нет ничего хуже равнодушия. Оно разрушает страну и пожирает душу. Из-за него кучки мужчин в черном нелегально добывают ценные ископаемые, совершают преступления, а другие, в форме, закрывают на все глаза.

Призывы Лены были услышаны, и группа любителей готовится к атаке. Здесь Адильхан Ержанов проявляет верх креативности и черного юмора. Убийство нескольких террористов — плевая задача для лысого тестостеронового героя из Голливуда, но казахстанская команда по спасению состоит из дряхлых мужчин, которые не могут нормально бегать и стрелять. Они подобны не видящим дороги «Слепцам» Питера Брейгеля, придумывают план освобождения школы, начертив его на снегу в стиле «Догвилля». Кажется, что «дурачков» ждет смерть, но пессимистичный режиссер милостив. Эта нежность лишняя в строгом фильме, где учитель математики Тазши (Азамат Нигманов) рассуждает о прагматичности жертвования кем-то ради спасения, а также упоминает принцип равновесия в мире жертв, хищников и браконьеров. Адильхан Ержанов наглядно показывает, что в Казахстане «браконьеров» больше нет, поэтому в стране творится хаос. «Хищники» нещадно пожирают своих «жертв», это происходит в большинстве фильмов режиссера, но «Штурм» — счастливое исключение. В такой оптимизм хочется верить.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *