Search
9 августа 2022
  • :
  • :

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

С 4 августа в российский прокат выходит хоррор-комедия «Убойный монтаж», которая является вольным ремейком японского хита «Зомби одним планом». Группа киношников на съемках бюджетного фильма ужасов сталкиваются с настоящими живыми мертвецами. Премьера «Убойного монтажа» прошла весной на Каннском фестивале.

Интервью

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

 
 
 
 

Режиссер ленты Мишель Хазанавичус — автор оскароносного «Артиста» и серии пародийных фильмов об Агенте 117 — рассказал, как шла работа над картиной, сложно ли было имитировать дешевое производство и какой юмор ему ближе.

«Убойный монтаж» — это в первую очередь комедия?

В первую и единственную. Хоть она местами и странноватая, но, в общем, это большая и толстая комедия. Я был рад вновь вернуться к этому жанру после «Агента 117» и «Американского путешествия» — фильмов, которые были сняты исключительно для того, чтобы смешить людей. Это кино в том же духе. Определённо прослеживается некоторая связь с «Артистом» и «Молодым Годаром», но в плане тональности «Монтаж» ближе к «Американскому путешествию» и «Агенту 117». Более того, в «Убойном монтаже» сочетается несколько видов юмора — и крайне абсурдный, и более утончённый. В структуре фильма можно выделить три части: первая — пародийная, вторая — ситуационная комедия и третья — что-то похожее на водевиль, но вообще мне хотелось вставить как можно больше самого разного юмора. У меня была цель снять насыщенный фильм, который вовлечёт зрителя. Я всегда стараюсь создавать кино, которое захочется пересматривать снова и снова, и я надеюсь, что «Убойный монтаж» станет таким фильмом. Мне кажется, что эта цель достигается по крайней мере со второго просмотра. То есть я не только рекомендую вам посмотреть «Убойный монтаж», но и настоятельно советую посмотреть его несколько раз, и желательно с разными людьми.

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

Ромен Дюрис в роли Реми на кадре из фильма «Убойный монтаж»

Является ли этот фильм вашей данью уважения чему-то, как фильмы про Агента 117?

И да, и нет. Фильмы «Агент 117» — это чистой воды пародия. Все персонажи стереотипны и не имеют ничего реального. В этом смысле прослеживается параллель с первой частью «Убойного монтажа». Мне нравится прибегать к хорошо узнаваемым референсам из самых разных произведений и играть с ними, вплетая в наши впечатления от тех фильмов своё новое видение. Это очень плодородная почва. Этот принцип лежит в основе «Американского путешествия» (La Classe Américaine), «Артиста» и «Молодого Годара». Возвращаясь к вашему вопросу: пожалуй, да, это дань уважения всем самодельным малобюджетным фильмам, в которые вложено куда больше энергии, чем денег, а также это посвящение людям, которые делают кино: актёрам и режиссёрам, техникам, статистам — вообще всем. Это дань уважения кинематографу и киноиндустрии. В этом его отличие от «Агента 117», который точно не является одой необразованному расисту, гомофобу, женоненавистнику и слегка антисемиту.

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

Ромен Дюрис в роли Реми на кадре из фильма «Убойный монтаж»

Давайте поговорим об актёрах. В первую очередь о Ромене Дюрисе.

Я обожаю Ромена Дюриса. Он из тех актёров, которые с годами становятся только лучше. Он привлекательный, смешной, и я очень давно хотел с ним поработать — он крайне плодотворный актёр. Его герой не просто клоун из цирка, он гораздо сложнее, но по сюжету его окружают такие изгои общества. Я знал, что Ромен сможет оставить пространство для своих коллег: он играет то, что можно сыграть, совершенно не беспокоясь о результате или о том факте, что он главный герой и что на нём лежит какая-то ответственность, и он не пытается казаться смешным. Это настоящая находка для режиссёра. Он всегда откликается на режиссёрские задумки, даже если ему предложить что-то, чего он совсем не ожидал. В этом и заключается сотрудничество на площадке. И, что тоже немаловажно, он согласился на роль меньше чем за сутки. Работать с активным вовлечённым актёром одно удовольствие. В целом этот фильм вызвал ошеломительный энтузиазм: когда я приглашал актёров, я практически сразу слышал «да» в ответ. Всем очень нравилась идея зомби-комедии, где можно будет разгуляться, а те герои, которые люди, знакомы им больше всего — это люди кино.

И, разумеется, Беренис Бежо (супруга Мишеля Хазанавичуса. — прим. ред.). Трудно было её заманить?

На самом деле её участие не нужно считать таким уж очевидным. Все фильмы разные, все персонажи разные, и нет такого закона, согласно которому Беренис будет сниматься в каждом моём фильме или соглашаться на всё, что я ей предлагаю. В этом случае, если честно, я сначала даже думал, что эта героиня не для неё, и сказал ей, что над этим фильмом мы не будем работать вместе. Я представлял эту героиню более жёсткой, и на исполнение роли подошла бы скорее Бланш Гарден, например. Потом я предложил Беренис почитать сценарий. Он ей очень понравился, и она убедила меня, что справится с этой ролью. В итоге сыграла она блестяще. Она великолепная актриса, без преувеличений. Она каждый раз строит своего персонажа с нуля, много работает над ролями, и не только физически. Она приходит на площадку уже готовая к любым предложениям, что позволяет нам работать качественно, пробовать разные варианты, импровизировать. Беренис уважительно относится к персонажу и не ищет наигранных эффектов, которые сделают её смешнее. Она из таких актрис, которые могут сыграть совершенно разных героинь, и её нужно лишь немного подтолкнуть, чтобы сделать их комичными. Всегда сложно говорить о человеке, которого любишь, когда рекламируешь фильм, потому что нас всегда видят как пару, и в этих разговорах может чувствоваться нотка самохвальства, но сейчас я рассуждаю об актрисе Беренис Бежо, так что всё нормально. А поскольку она действительно начала заниматься крав-мага, пожалуй, я буду говорить о ней только хорошее.

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

Беренис Бежо в роли Нади на кадре из фильма «Убойный монтаж»

В этом фильме рассказывается семейная история, но он и на самом деле семейный. Какая-то рекурсия получается.

Здесь всё — сплошная рекурсия. Моя жена играет жену режиссёра, моя дочь играет её дочь — это полностью соответствует действительности. Сам фильм как матрёшка: это ремейк фильма про съёмки фильма, который является ремейком японского фильма о съёмках фильма… Актёры играют актёров, многие сцены снимаются с разных углов, даже мы иногда терялись во время работы.

«Убойный монтаж» ставит перед собой довольно рискованную задачу. В нём есть первая часть, которая длится около 30 минут, а следующая часть — это такой флешбэк, который объясняет, что здесь вообще происходит, и увеличивает комичность первой части в десять раз.

В этом была одна из главных проблем оригинального фильма: зрители слишком быстро отключались. Очень трудно сделать фильм, который должен восприниматься как плохой, но при этом затягивать. Изобилие шуток в первой части могло бы сломать всю задумку: это должен был быть плохой фильм. Но чтобы задумка удалась, нужно было рискнуть и сделать фильм действительно плохим. У этого кино своя особая структура, и ей нужно было следовать.

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

Беренис Бежо в роли Нади на кадре из фильма «Убойный монтаж»

В «Убойном монтаже» перед вами стояло много проблем: съёмка одним дублем, фильм в фильме, переплетение сюжетных линий, рекурсия…

Да, но я не могу сказать, что это были именно проблемы, это скорее пространство для творчества. Пожалуй, больше всего в моей работе мне нравится не делать один и тот же фильм дважды: я люблю открывать что-то новое, каждый раз создавать принципиально новый фильм, изучать новые правила игры.

Над эффектами у вас работал величайший мастер своего дела — Жан-Кристоф Спадаччини.

Я уже работал с ним раньше, и он невероятный профессионал. Перед ним стояла задача сделать всё качественно, но так, чтобы «Убойный монтаж» не потерял свой аспект «дешёвости». Ему приходилось искать нарочито нелепые решения, удачные с точки зрения повествования. Съёмка одним дублем — это как онлайн-трансляция: нет права на ошибку. Жан-Кристоф был на площадке с целой командой помощников. Они лили кровь литрами, без конца обезглавливали манекенов — было дико смешно. В фильме нет цифровых спецэффектов, мы всё делали вручную, пытаясь найти самые дешёвые решения, такой вот олдскул!

«Здесь всё — сплошная рекурсия»: интервью с режиссером фильма «Убойный монтаж» Мишелем Хазанавичусем

Ромен Дюрис в роли Реми на кадре из фильма «Убойный монтаж»

За музыкой вы обратились к Александру Деспла.

Он прекрасный композитор: он очень быстро понимает, что от него нужно, а его глубокий анализ драматургии точно попадает в идею фильма, он тонко чувствует его энергетику. И ещё он очень скромный. Когда ему говоришь, что что-то не то, он сочиняет что-то другое, причём с поразительной лёгкостью. То, как легко ему это даётся, почти раздражает. Он может написать всё что угодно — от лёгкой фоновой музыки до главной темы любого фильма, и уж конечно, музыку к зомби-комедии. С ним очень приятно иметь дело.

Расскажите о посвящении Тавернье, Жан-Полю Бельмондо и о благодарности Квентину Дюпьё.

У Квентина маленькая бессловесная роль странноватого режиссёра. Он несколько раз звал меня на мини-роли в своих фильмах, и я решил ответить ему тем же. Тавернье и Бельмондо — это другое. Мы стольким обязаны этим людям! Они оба очень многое для меня значат. Они повлияли на мою жизнь, на мою профессию и на то, как я снимаю фильмы. Они оба покинули нас в процессе производства этого фильма, и мне очень хотелось как-то отметить их в моём кино. Я очень любил их обоих.

И последний вопрос: вы довольны фильмом?

Более чем! В нём столько всего! И даже несмотря на то, что это ремейк, для меня это очень личный фильм. Я счастлив, что Ноэми Девиде, Брагим Шиуа и Венсан Мараваль сделали возможным его появление.

«Убойный монтаж» в прокате с 4 августа.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *